Размышления на тему…

Сегодня пятница, а значит давайте попробуем поразмышлять на какую-то свободную тему.

Возможно если этот формат зайдет, то каждую пятницу мы будем размышлять на подобную свободную тему, делиться своими мыслями.

Пишите в комментариях если такой формат понравится.

Принципы голосовых помощников

Вернемся к теме. Каждые несколько месяцев в течение последних 2 лет мы слышим какие-либо новости об умных помощниках, которые должны стать частью нашей жизни, контролировать устройства нашего «якобы умного» дома, а также решать наши повседневные задачи.

Это забавная и интересная история, но давайте подумаем — а всё это происходит, потому что это нужно нам? Или потому что кто-то пытается нам внушить эту информацию.

Что такое умный помощник в наши дни. Это некий интерфейс (вдумайтесь в это слово), который может помочь решить нашу проблему налету. Например, браузер — это тот же самый интерфейс, который с одной стороны заставляет нас воспользоваться специальными средствами для взаимодействия с ним (мышка, экран, компьютер, планшет), но при этом дает больше свободы действий — мы сразу видим на одном экране большое количество вариантов, из которых можем выбрать что нам больше нужно.

Дак вот «умный помощник» это тот же самый интерфейс. Самая простая аналогия для тех кто связан с Digital: сайт и чат-бот. И то и то решает вопрос пользователя, только по-разному и с разным интерфейсом.

Но основное отличие «умного помощника» от браузера или чат-бота в том, что канал взаимодействия с этим интерфейсом сильно отличается — это слух. Мы слышим ответы интерфейса, а не видим их.

Но ведь как мы все знаем — то, что мы видим, мы обрабатываем намного быстрее, чем то, что мы слышим. Слуховой канал сильно медленнее наших зрительных ощущений. Что значит, что в общем эффективность умного помощника уже сильно проигрывает в своем исполнении.

При этом в отличие от экрана монитора, где можно сразу расположить большое количество информации, фраза голосового помощника достаточно прямолинейна. Представьте, что если бы забив в Google какой-то запрос вы бы всегда жали на «Мне повезет!». Далеко бы это вас завело?

Так же и с голосовым помощником — на один ваш вопрос единомоментно вы можете получить всего лишь один ответ.

Эффективно ли это? Конечно же нет.

Голосовой помощник удобен вам

Но каждый из голосовых помощников на рынке построен так, чтобы пытаться «заманить вас» обработкой наиболее простых запросов так, чтобы сразу попасть в точку.

Каждый из помощников уже обладает достаточной информацией о нас без дополнительных запросов.

Если раньше вы хотели узнать погоду, но должны были вбить свой город и тд, то сейчас голосовой помощник сразу знает где вы находитесь.

Он обучается для того, чтобы быть полезным для вас и необходимым.

Их обучают заказывать продукты, обучают отвечать на простые вопросы здесь и сейчас, обучают разговаривать с вами. Это всё делается, чтобы внедрить в наш мир еще один дополнительный интерфейс взаимодействия с миром.

Но зачем?

Корыстный план

Увы, но не все мы так бескорыстны, как могли бы представить. Конечно же, Яндекс.Станция с её Алисой создается не для того, чтобы вы больше слушали Яндекс.Музыки; увы, будущий Марвин от МТС не думает о том, чтобы вы покупали какие-то там умные лампочки; увы, но и Маруся не особо задумывается о Delivery Club с их доставкой.

Все производители умных помощников рассчитывают только на одно…

Но перед тем как понять на что, посмотрим на скриншот.

Это обычный поисковой запрос по фразе «Стиральная машина». Ничего необычного, вот только обратите внимание, что первые 3 запроса идут с пометкой «РЕКЛАМА», а всего на этой странице 8 запросов с такой пометкой. Восемь!!!

Каждый клик по таким запросам стоит не малых денег для рекламодателя, и приносит такие же не малые деньги тому, кто их размещает.

А теперь попробуйте вспомнить начало 2000-х и поисковики в те года? Ничего не напоминает?

Безобидный «интерфейс», который помогает вам найти в неизведанном на тот момент «интернете» какую-то информацию, которая во-первых будет малозначительна для вас на тот момент, а во-вторых мало кому доступна с учетом того, что нужен был не только драгоценный компьютер, но и еще малодоступный интернет.

Но что мы получаем по итогам — инструмент, в котором мы не можем спросить без 8 рекламных запросов на одной странице, про стиральную машину.

То же самое для нас с вами является и голосовой помощник.

Мы с вами те самые продвинутые гикнутые юзеры, которые пользуются инструментом, который еще не готовы монетизировать из-за отсутствия спроса. И так по всему миру: Google, Amazon, Яндекс, Mail.ru, МТС — все они сжигают деньги впустую только лишь для того, чтобы заполучить долю рынка данного нового интерфейса, который:

  • не дает пользователю такой свободы как экран и переданную информацию в интерфейсе, который воспринимается на слух, можно передать четко и прямолинейно (как радио)
  • вся эта информация будет с точностью подстроена под вас и под ваш запрос (а вот это радио не умеет)
  • и при этом вы не сможете на это никак повлиять.

Т.е. IT гиганты получают мощнейший инструмент рекламы и возможностей продвижения рекламодателей.Неплохо!

А что дальше?

Вот только как и с поисковиками, здесь будет всё также не просто в конкуренции между друг другом. Alta vista, Rambler, Mail.ru — они все пытались, но не смогли. Поэтому сейчас, когда мы с вами находимся на этапе зарождения нового интерфейса для взаимодействия с внешним миром, просто пытайтесь насладиться этим моментом и искать для себя максимум возможностей из текущего положения.

Выбирайте того помощника, который поможет решить вашу текущую потребность, но не забывайте, что подстроившись под одного из них, вам уже будет не так просто перейти на другого, поэтому не забывайте экспериментировать!

Author

Наш главный гайд-мастер. Инструкции и обзоры его конёк. Иногда перебарщивает с личным мнением.

Write A Comment